Казахские народные песни очень мелодичны и необычайно красивы. Я говорю о настоящих казахских народных песнях, которые пели наши отцы и пращуры. Не о современных песнях, в которых очень мало осталось от казахской культуры. Казахи говорят, что песня — это красота души. Наши предки знали, что песня улучшает и очищает душу человека. И они знали, что люди, которые любят песни, не могут быть плохими людьми. Многие люди недооценивают важность казахской песни. Кстати, подборки казахских песен вы можете найти на странице https://kzmp3.kz/compilations специализированного сайта.
Но песня — это код, ключ к волшебному миру звуков, который недостижим для нас в нашей повседневной напряженной жизни. Казахские песни невидимыми нитями связывают нас с нашими ушедшими предками. С помощью песни мы можем поговорить с нашими предками и научиться у них тому, как познавать мир. С помощью песни мы все еще можем разговаривать с нашими будущими потомками и рассказывать им, как мы живем.
Старая легенда о песне
Песня у казахов всегда занимала важное место в их жизни. Мы пели песни, когда родился ребенок и когда мы провожали человека в его последний путь. В трудные времена песня вдохновляла нас на борьбу, а в моменты радости она расправляла нам крылья. У казахов есть старая легенда о том, как Песня появилась у нас. Песня летела над землей, пролетая над разными странами и угодьями. Там, где были высокие горы, Песня оставалась, но только на короткое время. Там, где было море, Песня не задерживалась и пролетала мимо. И просто пролетая над бескрайними и широкими степями, Песня свободно летела ниже, к земле, и ничто ее не останавливало.
И Песне эта понравилась, и она остановилась в степи. Она осталась в степи, где всегда жили казахи. И с тех пор казахи и Песня стали неразлучными друзьями. Потому что Песня осталась с ними. И поэтому казахи любят песни и любят петь. И поэтому казахские песни такие широкие и бескрайние, как степи, где они жили.
Настоящая казахская песня
Сегодня очень сложно услышать настоящую казахскую песню. Позвольте мне объяснить почему. Казахская народная песня была создана только для исполнения живым голосом и была рассчитана на небольшую группу слушателей. Во времена, когда создавались казахские песни, не существовало западной культуры пения в больших концертных залах с большим количеством музыкальных инструментов.
Я говорю о древних временах, когда казахи жили в степи и использовали только натуральные, а не электрические музыкальные инструменты. В те времена мы пели песни только вживую и больше в открытом пространстве, где человеческий голос и звучание инструмента не имели никаких ограничений. Мы пели наши песни на открытом воздухе. Песня имела свой собственный естественный ритм, тональность и энергию. И самым важным фактом в казахских песнях было то, что слова и голос певца. Звучание музыкальных инструментов никогда не заглушало их, а только подчеркивало красоту песни. Каждая казахская семья пела песни, и каждый второй человек в степи играл на домбре.
Песни пели почти все. Почти каждый кочевник был развит с точки зрения песен и понимал, что такое музыка и пение. Настоящие казахские мужчины разбирались в музыке, и это было одним из его обязательных достоинств. В моменты вдохновения казахи могли быстро сыграть на домбре мелодию. Найдите стихи к мелодии и сыграйте песню своим близким родственникам. Если песня имела успех, ее быстро запоминали на слух и быстро передавали из дома в дом, из села в село, и таким образом песня распространялась по степи.
В старые времена люди не пользовались нотами и не знали нотного письма. Мелодии и слова запоминались мгновенно, буквально после одного исполнения. Люди в степи обладали феноменальными способностями к запоминанию. Люди были слушателями, ценителями искусства и песенными критиками. И даже сейчас приверженцы старой школы домбры не учат играть на домбре по нотам, только слушая. И такой способ обучения очень хорош для развития детей.
Когда песня изменилась
Позже, когда люди начали слушать песни в закрытых помещениях в сопровождении нескольких музыкальных инструментов, казахская песня начала терять свою естественность и аутентичность. Было тесно и неуютно. Это было похоже на кочевника, который потерял свою лошадь и которому пришлось долгое время сидеть без движения. И когда люди начали петь песню в микрофон и в сопровождении электромузыкальных инструментов, то песня просто спряталась, закрылась и обиделась на людей, которые разучились ее петь. Современная аранжировка, исполнение в микрофон и с музыкальными инструментами просто убивает песню. Она не открыта для слушателя. Она потеряла свою музыкальную структуру, свой смысл, свою энергию. И это еще одна песня. Не та песня, которая изначально была создана человеком. У многих народов, вероятно, была такая же проблема с песней. Просто мы, казахи, даже в 21 веке все еще чувствуем это, плачем, но, наверное, уже не можем что-то сделать.
Домбра и песня
Казахская песня действительно должна исполняться живым голосом и обязательно в сопровождении казахской домбры. Песня и казахская домбра действительно нашли друг друга. И звучат вместе очень органично, можно даже сказать, дополняют друг друга.
Конечно, казахские песни исполняются и на других народных инструментах, таких как кобыз, аккордеон, сырнай. По-настоящему народная песня раскрывается и показывает свои лучшие качества только при исполнении на живой домбре. Домбра — простой музыкальный инструмент. Но какую богатую палитру звуков может издавать Домбра. В мире нет другого музыкального инструмента, который казаху было бы так приятно слышать.
В звуках домбры мы слышим топот наших забытых боевых коней, мы слышим наши родовые боевые кличи и звуки скрежета мечей. А если внимательно прислушаться к голосу Домбры, то можно также услышать шум ветра в ушах и почувствовать запах степной полыни. В звуках домбры — вся наша степная жизнь и великая история. Вообще, Домбра для казахов — священный инструмент. Кобыз был таким священным инструментом для наших предков во времена, предшествовавшие Домбре. С помощью кобыза, а позже домбры, наши предки разговаривали с Богом. Самые яркие композиции музыкантов великой степи, исполненные на домбре, наши предки называли «шепот Тенгри». Выпуск Домбыры безграничен, как безграничны в плане пространства и времени казахские мелодии — кюи. И это отдельная история.
Живые мелодии. Звуки природы
В наше сумасшедшее электронное время все реже можно услышать песню в исполнении простого живого голоса. Люди катастрофически мало поют живым голосом. Мы должны меньше слушать живые звуки природы. Мы слышим все меньше и меньше живых голосов птиц, зверей и диких животных. Нас все чаще окружают искусственные звуки неодушевленных предметов. Рев автомобилей стал постоянным звуковым фоном для городских жителей; звуки электрических предметов, безжизненные слова, издаваемые различного рода песенными «коробками». И все эти звуки все больше окружают человека и давят на него со всех сторон. Все эти мертвые звуки убивают живое в человеке, меняя его природную сущность. Даже тишину трудно слушать. Организм человека устроен таким образом, что для его здоровья полезны только живые звуки с определенными частотными характеристиками.
Я думаю, что самые полезные звуки для человека — это высокочастотные звуки. И звуки низких частот заглушают человеческие. Живые звуки, человеческие голоса, голоса животных, звуки природы — все это возвышает человека. Все они — звуки высоты. Когда человек погружается в легкие звуки, его тело, его сущность гармонизируются с этими звуками. И человек чувствует себя хорошо, он генерирует положительную энергию звуков. Затем эта позитивная энергия позволяет ему жить во Вселенной и выполнять свое предназначение.
Сначала было Слово
Казахи — дети природы. Их песни идут от природы. Тысячи лет они жили в природе, они являются ее неотъемлемой частью. И, конечно, они осознали предназначение звука и энергии. И они пели песни о том, что видели вокруг себя. Казахские песни, в общем, довольно просты. Их смысл понятен любому, но, с другой стороны, в них есть глубокий смысл. Особенно в народных песнях. Люди, когда поют, не обращают внимания. Казахи и их предки всегда придавали значение словам. Они понимали, что слова — это энергия, и им нужно было умело ее использовать. Казахи всегда знали, что слова были гораздо более сильным инструментом, чем даже меч воина.
Меткие и правдивые слова в степи всегда имели ценность. А слова были настоящим оружием. Казахи говорили: «Остряк с языком, с которого капает мед, сойдет с коня, воин с мечом, с которого капает кровь». У казахов действительно была очень сильная культура слова. В степи были сильно развиты школы бий (“судьи, правители”) и Шешен (острословы).
Даже в наши дни казахи сохранили такое древнее искусство, как «айтыс» (от слова «айту» — «говорить», «отвечать»). Это состязание двух остроумных импровизаторов. Цель этого искусства — состязание двух противников, которые должны победить друг друга в словесном поединке на глазах у многочисленных зрителей и судей. Тема словесной баталии заранее не известна и определяется судьями только непосредственно во время конкурса. Участники должны импровизировать на ходу, сочиняя свою песню в виде рифмованных куплетов, играя на домбре. Эта словесная баталия требует острого ума, быстрой реакции и больших поэтических и музыкальных способностей. Поэтому айтыс является Высшей лигой народного творчества.