Как научить детей читать

Обучение детей чтению — одна из самых сложных, кропотливых и отнимающих много времени частей преподавания английского языка. В настоящее время существует множество подходов к обучению чтению. Однако я сосредоточусь на двух популярных и эффективных методах: акустике и “Смотри и говори”. Кстати, курс по обучению ребенка чтению доступен на странице https://skillandia.ru/ специализированного сайта.

Акустика

Акустика — это метод обучения маленьких учащихся чтению, который фокусируется на том, как буквы издают звуки и как из этих звуков складываются слова. Этот подход не ориентирован на значение, он касается только расшифровки и произношения. Учителя должны ставить точность превыше скорости, потому что беглость (то есть скорость, аккуратность, выразительность и понимание) придут со временем.

Акустика — это изучение взаимосвязи между устной и письменной речью, то есть фонематическим знанием и формой букв. Каждая буква или комбинация букв представляет звук или группы звуков. Информация кодифицирована, поскольку для чтения мы должны уметь распознавать, какие символы издают те или иные звуки.

Эта информация содержится в алфавитном коде. Вы не выбираете какой-либо один порядок преподавания акустики, но определенно лучше переходить от простой к более сложной акустике.

Поэтому детей сначала учат графемам и высокочастотным каверзным словам, затем орграфам и триграфи; затем менее частотным каверзным словам. Более того, лучше основывать акустику на целевом словаре, чтобы акустика не была отделена от основного курса и дети учились по ходу обучения.

Что такое сложные слова?

Вот некоторые слова, которые не соответствуют легко распознаваемым шаблонам. Дети должны выучить эти слова полностью, на слух. Носители языка многому из этого учатся в школе с помощью стихов, поэтому один из способов научить их — произносить слово, рифмующееся со сложным словом (например, “башмак” рифмуется с “зоопарком”, а “ключ” — с “деревом”). Еще один хороший способ потренировать их — игры типа флэш-карточек.

Когда ребенок учится читать, необходимо усвоить важные вещи:

  • как звуки представлены написанными буквами;
  • как смешивать (синтезировать) звуки вместе, чтобы составить слова;
  • как разделять по орфографии (например, по буквам ваше имя).
Учителя должны читать вместе с детьми полный набор целевой лексики, предложений, комиксов, литературу и следить за тем, чтобы учащиеся имели полный опыт действий, связанных с грамотностью, таких как ролевые игры, песнопения, стихи, но от детей не ожидается, что они будут «читать» текст, который им не по силам, и метод не предполагает угадывания смысла по контексту, картинке и подсказкам на начальные буквы. Если учащиеся не умеют читать, за них читает учитель.

Плюсы акустики:

  • Учащиеся изучают звуки.
  • Они учатся читать шаг за шагом.
  • Это более понятно, последовательно и основано на лексике.
  • Дети могут читать слова, которых они не знают, если они знают написание звуков

Недостатки акустики:

  • Учащиеся не могут начать читать, пока не выучат достаточное количество звуков.
  • Они могут читать только слова со знакомыми им звуками.
  • Это может занять много времени.
  • Этот подход не ориентирован на понимание.

Посмотри и скажи

Акустику можно сравнить с целым словом, или подходом ‘Посмотри и скажи’, который фокусируется на распознавании слов. Это метод обучения чтению, основанный на визуальном распознавании и запоминании слов, а не на ассоциации звуков и букв.

Плюсы “Смотри и говори”:

  • Дети быстро усваивают высокочастотные и простые слова.
  • Учащиеся научились читать “похожие” новые слова по ассоциации и распознаванию слов. Например, “кошка”, “летучая мышь”, “крыса”. Дети распознают слова автоматически, в результате начинающий читатель сможет идентифицировать большинство слов в начале текста еще до того, как они попытаются его прочитать (при акустическом подходе они видят похожие звуки букв, когда в “Посмотри и скажи” они видят похожие символы).
  • Это позволяет детям сосредоточиться на значении и понимании прочитанного без необходимости останавливаться и расшифровывать каждое отдельное слово.
  • Это помогает выучить сложные слова с необычным написанием, поскольку их невозможно озвучить, используя базовые знания фонетики.

Недостатки принципа “Посмотри и скажи”:

  • Дети должны запоминать тысячи слов и не могут самостоятельно расшифровывать новые слова, с которыми они сталкиваются. Вместо того, чтобы запоминать только 26 букв и соответствующие им фонемы, дети должны использовать свой объем памяти для запоминания каждого слова в виде символа.
  • Дети могут застрять в чтении, если они не знают, как читать определенные буквы.
  • У учащихся могут возникнуть трудности с правописанием.
  • Вам всегда нужен образ: картинки или мимика, которые плохо подходят для абстрактных выражений определенных фраз.

Основываясь на приведенной выше информации, я бы рекомендовал комбинировать оба метода, чтобы сделать обучение чтению более продуктивным, понятным, логичным и последовательным.